Зав. кафедрой дизайна Алла Копьёва: «Настоящий профессионал не скажет неуверенное «попробую», он скажет «сделаю!»

2 Ноября 2012

В преддверии юбилея кафедры дизайна, мы поговорили с заведующей кафедры, кандидатом архитектуры Аллой Копьевой. Она посвятила нас не только в историю создания кафедры, но и рассказала, каково было быть дизайнером 20 лет назад и что значит «дизайн» сегодня.

Зав. кафедрой дизайна Алла Копьёва: «Настоящий профессионал не скажет неуверенное «попробую», он скажет «сделаю!»

В преддверии юбилея кафедры дизайна мы поговорили с заведующей кафедрой, кандидатом архитектуры Аллой Копьевой. Она посвятила нас не только в историю создания кафедры, но и рассказала, каково было быть дизайнером 20 лет назад и что значит «дизайн» сегодня.

- Кафедра была основана в постсоветское время, в 1992 году. Неужели на тот момент на Дальнем Востоке спрос на дизайнеров возрос настолько, что возникла необходимость выпускать своих специалистов?

- В то время на Дальнем Востоке, да и в России в целом, не знали даже слова «дизайн». Существовала архитектура, проектирование и тому подобное. Соответственно и специалистов по этому профилю не готовили. Людмиле Матвеевой, на тот момент  декану технологического факультета ДВТИ, предложили создать факультет, на котором обучали бы именно дизайнеров. Людмила Владимировна рассказывала, что тогда самым главным стало найти человека, который разбирался бы в дизайне. Этим человеком стал Аркадий Малкин, он то и разработал концепцию специальности «Дизайн». Подготовку осуществляли по двум направлениям: «Дизайн костюма» и «Дизайн интерьера», но затем «Дизайн костюма» перешёл на кафедру сервисных технологий, так как нашим модельерам не хватало практики в создании одежды.

Первый набор был сложный. Людмила Владимировна сама находилась в приёмной комиссии и рассказывала абитуриентам про новую специальность, объясняла, что за дизайном будущее. Затем на кафедру пригласили Елену Лобову и Ольгу Обертас, и они совместно с Аркадием Малкиным разработали первый учебный план, определили стратегию подготовки дизайнеров и начали развивать направление.

Этих людей можно назвать основателями кафедры, именно благодаря им кафедра дизайна ВГУЭС имеет своё неповторимое лицо.

Моё первое знакомство с кафедрой дизайна ВГУЭС состоялось еще 1992 году, я тогда два года проработала здесь старшим преподавателем. Но окончательно я пришла сюда в 2003 году, когда во ВГУЭС была основана кафедра ландшафтного дизайна.

- Не мешает ли такая богатая история кафедры идти в ногу со временем? Ведь дизайн – постоянно меняющаяся категория, чтобы преуспевать на этом поприще, нужно тщательно отслеживать последние  тенденции, а такой послужной список кафедры предполагает скорее классическое образование.

- Наших преподавателей можно разделить на три группы – специалисты по графическому дизайну, ландшафту и интерьеру. Все они, каждый в своей области, отслеживают все последние тренды, достижения, требования, следят за всем новым и креативным в дизайне. И со всеми новациями мы знакомим студентов.

Единственное, что у нас остается неизменным – это качество образования. Обучение по направлению «Дизайн» практиориентированно с самого первого курса. Наши студенты не создают проекты «в корзину», а работают на реальных клиентов. Мы сразу видим, способен ли студент понять и выполнить пожелания заказчиков.

Наши ученики прекрасно рисуя, могут предложить эскизные варианты решений еще на стадии обсуждения проекта с заказчиком. Это всегда плюс. Именно поэтому выпускники кафедры дизайна ВГУЭС востребованы.

- Алла Васильевна, по вашему опыту, при выборе дизайнера, на что обратит внимание опытный заказчик? Как правильно подобрать человека, который будет заниматься твоим интерьером?

- Всегда следует обращать внимание на отношение человека к работе. Если вы ставите условия и сроки, а они не соблюдаются - не стоит работать с таким дизайнером. Настоящий профессионал приложит максимум усилий, чтобы выполнить требования заказчика.

«Любовь к порядку и честному труду» - по моему мнению, эта фраза должна стать жизненным кредо дизайнера. И это то, чему мы учим студентов.

-Но как дизайнер сможет проявить свой творческий потенциал, прославиться новаторскими идеями,  если он строго ограничен рамками заказа?

- Иногда следует умерить свои амбиции и просто качественно выполнить работу. Мы стараемся объяснить будущим дизайнерам, что нужно побыть «рабочей лошадкой», чтобы потом прослыть профессионалами. Есть среди наших выпускников и «звездные» примеры. Например, Станислав Караченцев и Антон Бельтюков выиграли один из престижнейших в мире конкурсов дизайнеров «Red Dot Design» и даже попали в список 57-ми лучших дизайнеров мира.

Огромное количество наших выпускников успешно работают в Санкт-Петербурге, Москве и за рубежом. Я считаю, если суждено, слава сама найдет тебя. А реализовывать себя мы даем возможность студентам еще во время обучения.

Территория ВГУЭС – холст для работы начинающих дизайнеров.  Можно сказать, что главный кампус - полностью работа студентов кафедры дизайна. Они ухаживают за Садом камней, облагораживают подпорные стенки, большинство кафе в университете спроектированы студентами.

По всему миру сейчас очень популярны сады на крышах. В ближайших планах – освоить эту технологию, обучить ей студентов и создать такой сад на крыше ВГУЭС.