Евгений Чичваркин: «Стартапы – очень полезная вещь, даже в плане психотерапии»

3 Сентября 2012Жизнь ВУЗа
Евгений Чичваркин: «Стартапы – очень полезная вещь, даже в плане психотерапии»

Вопросы  – Д. Фалалеев

Несколько лет назад в Россию докатилась волна технологического предпринимательства. Как вы относитесь к этому явлению, к стартап-движению в целом?  

К стартапам отношусь хорошо – считаю, они двигают прогресс вперед. Когда человек все делает для покупателей, но исходя исключительно из своих пристрастий и убеждений, то он иначе относится к этому предприятию. Если он адекватен, то может себя исправить и честно ответить на вопрос, где он угадал с предпочтениями покупателей, а где не угадал. Поэтому стартапы – очень полезная вещь, даже в плане психотерапии. Единственное, в России из-за большой дороговизны денег и сложности их получения тяжелее экспериментировать, чем, например, в Европе до 2008 года или в Америке.

Если абстрагироваться от технологических рынков, то какие установки считаете самыми важными для предпринимателя?

Нужно честно ответить себе на вопрос – ты делаешь это ради денег. Деньги – важное, ключевое звено, помимо служения людям, создания рабочих мест (а некоторые даже расскажут про социальную ответственность). Нужно всегда четко это понимать и помнить, что ты это делаешь для того, чтобы у тебя было больше этого «всеобщего эквивалента» для осуществления своих иных целей. Тогда будет и более или менее здоровый дух в коллективе.

От каких предрассудков, наоборот, надо избавляться?

Что нужно один раз что-то построить или арендовать метр чего-то, а потом всю жизнь получать гонорар и ничего не делать – это первый предрассудок. Второй – покупатели купят и так. Третий – что, если ты много где пошел на компромисс и сделал что-то некачественно, этого никто не заметит. Может, люди и не заметят и не скажут об этом, но почувствуют и проголосуют деньгами.

Еще одна достаточно важная вещь – надо самому любить и употреблять то, чем ты занимаешься, быть страстным поклонником, тогда это будет более или менее органично. Есть люди, которые разбираются в чем-то, зарабатывают на этом большие деньги, а любят на самом деле совсем другое. Я не такой, и у меня они всегда вызывают восторженный трепет.

Как вы относитесь к институту инвесторов? Мешают ли они или помогают молодым предпринимателям?

В целом, это очень хорошее и правильное явление. Единственное, зачастую инвесторы гипертрофируют свою роль в процессе и считают возможным, если они вложились в компанию, пытаться вмешиваться в ее дела и принимать решения. Однако, в целом, институт инвесторов – нормальный цивилизованный способ ведения бизнеса. Вопрос в договоренностях и правильном оформлении подобных сделок, чему молодые талантливые коммерсанты, которые привлекли хорошие инвестиции, порой не уделяют должного внимания. Часто они не считают нужным правильным образом оформить отношения с инвесторами.

Как считаете, чему должен уделять больше всего внимания предприниматель?

Счастью покупателя. Передается оно через атмосферу в коллективе. Это левая и правая руки, на которые надеты наручники. Без одного не бывает второго. Должен быть волшебный эфир в коллективе, воздух должен искриться и это должно превращаться в покупательское счастье.

Должен ли предприниматель быть хорошим менеджером?

Нет, не обязательно. Если он плохой менеджер, он должен найти и передать управленческие функции в руки хорошего менеджера. Сам он вполне может ограничиться ролью рекламщика, какого-либо контролера, либо вообще может быть уборщиком в своем магазине или в своей компании. Нужно себе признаться, что ты плохой менеджер и нанять хорошего.

Надо ли досконально понимать продукт в тех случаях, когда он сложный?

Это очень хорошо, когда ты досконально понимаешь продукт, это во многом помогает, но основное – досконально понимать покупателя, потому что не продукт приносит тебе деньги, а живые люди. Вот твой закупщик, а также те, кто работает непосредственно на продажах, должны знать и понимать продукт. Ты же можешь просто чувствовать мысли и чаяния покупателей, ходить в их обуви, смотреть их глазами, стараться предугадывать их последующие шаги и желания, а некоторые желания даже создавать. Того, кто научится создавать желания у самых своих капризных покупателей, причем зная, что он сможет их выполнить, ждет счастье.

Если смотреть на глобальные тенденции, где вы видите точки роста для бизнеса?

Мне также, как и пятнадцать, и десять лет назад, кажется, что перспективы энергии солнца, солнечных батарей и сохранения энергии глобально остаются огромными. Громадный скачок прогресса будет связан с тем, что люди научатся более емко хранить энергию. Если посмотреть на графике тенденцию соотношения объема и веса и количества сохраняемой энергии, понятно, что через короткое время нас ждет большой качественный рывок. Энергосбережение та тема, на которой могут вырасти новые Ротшильды и Онассисы.

Например, если кто-то придумает, как аккумулятор для электромобиля заряжать за 4-5 минут, а еще чтобы он не замерзал и продолжал работать при «-30», может произойти совершенно непредсказуемый скачок, потому что это открытие также будет связано с поездами, домами и самолетами. Те электромобили, которые мы сейчас видим, – первые ласточки большого и интересного будущего, экономического и безопасного.

Что касается телекома, свои точки роста он уже прошел. Понятно, что в Индии, Китае и Южной Америке все еще очень большой потенциал, но если смотреть на прогресс, то основные ожидания уже понятны – не нужно ждать чего-то особенного, кардинального и глобального.

Может быть, сам собираетесь в каком-то качестве поучаствовать в развитии прогресса?

У меня участие в этом символическое: в нашей компании Hedonism Wines будут только электромобили, тем самым мы показываем, что за этим будущее.

Источник – Terafirrma.ru