Людмила Межонова, проректор по довузовскому образованию: На пороге юбилея ВГУЭС: 10 лет проекту «Одаренные дети»

17 ноября 2011 Жизнь вуза

В нужное время и в нужном месте оказалась зачинатель Школы-интернат для одареных детей, а ныне проректор по довузовскому образованию ВГУЭС Людмила Межонова со своей авторской моделью школы «Одаренные дети».

Людмила Межонова, проректор по довузовскому образованию: На пороге юбилея ВГУЭС: 10 лет проекту «Одаренные дети»

В нужное время и в нужном месте оказалась зачинатель Школы-интернат для одареных детей, а ныне проректор по довузовскому образованию ВГУЭС Людмила Межонова со своей авторской моделью школы «Одаренные дети». Она заручилась поддержкой Народного учителя СССР Николая Дубинина, и в этом и последующих проектах сохранила и развила три составляющие, оставленные в наследство дубининской школой: здоровьесберегающие технологии, связь с ДВО РАН и дух школьной демократии. Наш разговор с ней о сегодняшнем и завтрашнем дне ШИОД.

Талант может выбирать между «да» и «да»

Каждый продвинутый родитель хочет дать своему наследнику максимум возможностей для развития способностей – умственных и физических. С раннего детства поместить его в этакий воспитательно-образовательный рай - что хочешь, то и выбирай! То, что сегодня во ВГУЭС создана такая среда, знают многие, а вот с чего все начиналось:

- В основе модели школы «Одаренные дети» лежит разноуровневый подход к преподаванию, мы были первопроходцами в разработке и внедрении такой модели, - объясняет суть своего основополагающего замысла Людмила Владимировна.

- Каждому ребенку, в зависимости от его способностей, в сентябре утверждался индивидуальный учебный план. Как мы его реализовывали на практике?

Вот, например, есть два девятых класса. Одни дети талантливы в химии, другие – в математике, третьи – в языках и т.д. По каждому предмету у нас было разработано два уровня – базовый, то есть госстандарт, и повышенный - углубленное изучение. В расписании обоих классов стояли одни и те же предметы. Но перемешивались ребята только на перемене. А на уроки расходились каждый на «свой» уровень. У кого-то «повышенных» доходило до пяти дисциплин! Первые три года, пока была небольшая школа, мы работали именно так для всех старшеклассников.

Сейчас мы стараемся сохранить этот индивидуальный подход для учащихся 5-9 классов, учитывая не только общую, но и специальную одаренность наших воспитанников за счет разностороннего творчества, участия в социальных и бизнес-проектах, олимпиадах, учебно-исследовательской и культурной деятельности.

Второй момент, который с самого начала отличал школу-интернат ВГУЭС: насыщенная творческая база для раскрытия способностей и интересов каждого ребенка. Какая еще школа может позволить себе иметь собственную профессиональную художественную и балетную школу, школу спортивного резерва, свою газету, радио, телестудию и театр?

Мало кто знает, что первые два года, пока шла реконструкция зданий на ул. Чапаева, 5, школа-интернат для умников и умниц располагалась в кампусе ВГУЭС, на Гоголя, 41. Именно здесь родился проект «Собеседник», который перерос в так называемый сейчас «школьный парламент».

- Мы создавали нашу новую школу вместе с ребятами. Раз в неделю мы собирались – все учителя и дети - на планерку, где обсуждали жизнь школы или проводили «мозговой штурм», разрабатывали, например, правила поведения в школе. По сути, это сотрудничество было поставлено во главу угла воспитательной работы.

- Еще один ключевой фактор, - подчеркивает Людмила Межонова, – это интеграция с университетской средой. Наша школа использует мощные ресурсы университета, в том числе кадровые и информационные. Например, участие наших ребят в телемостах с зарубежной молодежью на английском языке. И другой вузовский проект - «Модель ООН» - помогал нашим школьникам на практике применять результаты их углубленной языковой подготовки. Именно вузовская среда, связь с институтами, позволяет каждому, а теперь, когда школа-интернат разрослась, уже и целым группам ребят - развиваться в выбранном направлении.

Эта модель родилась, опираясь на передовые технологии европейской и американской школ. Но мы умудрились соединить эти подходы с лучшим отечественным опытом и своими авторскими идеями. Каждый из проектов, осуществляемых в школе-интернате, заслуживает отдельного рассказа. Один из них – школа международного бакалавриата (IB).

Школа IB: «Образование для жизни…

Во ВГУЭС понимали, что выход в большой мир – науки, политики, творчества, спорта - не состоится, пока подрастающая смена не заговорит на одном с ним языке - английском. Поэтому еще во времена своего руководства школой-интернатом Людмила Межонова не преминула воспользоваться международными методиками преподавания английского для детей-иностранцев. Для овладения ими потребовалось обучить школьных педагогов за рубежом. Но это была цель, которая поистине оправдала средства. Вскоре этот стратегический шаг позволил освоить еще более смелый проект, который на таком – «самовоспроизводящемся» - уровне не адаптирован даже в Москве: совместить технологию погружения в английский с программой IB (международного бакалавриата), начиная с младшего школьного возраста. В стандарте IB идея погружения используется только на старшей ступени DP IB (дипломная программа). В результате получилась элитная программа обучения детей на английском языке с 7 до 18 лет по всем предметам. Диплом об окончании DP IB позволяет его обладателю поступить в любой не то что российский, но и зарубежный вуз. Людмила Межонова не скрывает: она гордится этим своим детищем и коллективом профессионалов-преподавателей международного класса во главе с Ольгой Шевченко.

- Когда к нам с консультационным визитом приехал представитель международного офиса IB Швейцарии, состоялась его встреча с ректором ВГУЭС Геннадием Лазаревым. Шел разговор об особенностях этой программы. Например, на английском языке по обществознанию должно быть не меньше восьми источников – и не электронных, а на бумажных носителях. Ученик должен сам их прочитать и определить свою точку зрения по проблеме. Значит, нужна особая библиотека. В школе IB работают совсем другие технологии – она нас действительно сильно обогатила. Оказалось, что и наши лаборатории по химии и физике должны быть оснащены иначе, потому что в Европе заложен вообще другой - исследовательский - подход к изучению этих предметов. А это снова затраты, кроме обучения и сертификации учителей. Я сидела и думала: что сейчас скажет ректор? А он с интересом все выслушал и сказал: «Мы сделаем такую школу». И мы ее сделали!

Сейчас около 200 человек учится на всех уровнях программы международного бакалавриата, а университет уже создает такую возможность для 400 учащихся: на территории кампуса ВГУЭС строится новое здание школы для детей всего города, которые готовы получать знания на английском языке и хотят иметь два документа по окончании школы – российского и международного образца.

…И через всю жизнь

Людмила Межонова подчеркивает, что все инновации внедрить в воспитательный и обучающий процессы можно было только с коллективом единомышленников.

- У нас очень много замечательных преподавателей – талантливых, ярких, интересных, любимых учениками и выпускниками, таких, как Галина Кричевская, Светлана Вяткина, Мира Вовна, Анна Кулинич, Галина Власова и многие другие.

В 2004 году в школу была приглашена Светлана Дутко, тогда еще учитель начальной школы, но с мощным потенциалом менеджера. Сейчас она выросла в талантливого руководителя Европейской прогимназии, а начинала с разработки и запуска проекта развивающих технологий для малышей «Одаренок». Затем мы создали под этих детей начальную школу, и, в конце концов, ректор Геннадий Лазарев по индивидуальному проекту выстроил здание Европейской прогимназии на Десятой улице. Сейчас это краевая инновационная площадка по развивающим технологиям и подвижному методу обучения. Здесь также внедрена начальная ступень школы международного бакалавриата, о которой говорилось выше.

В Восточной школе ВГУЭС на Тунгусской (руководитель Анастасия Семашкина) разработаны коллективом под руководством преподавателя японского языка ВГУЭС Лады Лазаревой авторские программы восточных языков для малышей. С 2008 года используется модульный подход к организации дополнительного образования для  младших школьников.

Выпускники Европейской прогимназии и Восточной школы успешно продолжают свое обучение в среднем звене школы, в том числе по международной программе.

Когда к нам на процедуру авторизации приезжал Юрий Шамилов, президент Московской экономической школы, одной из первых школ в России, освоивших программу IB, то он признался: «Мы будем учиться у вас погружать «среднее звено» в язык».

Прорывная площадка: от идеи до воплощения

Людмила Межонова считает, что школа-интернат для одаренных детей – это еще и кузница замечательных руководителей, креативных лидеров, которые способны разработать проект и потом довести его до стадии реализации.

К примеру, инновационным бизнес-инкубатором ВГУЭС сегодня руководит Татьяна Жаврид, одна из разработчиков проекта «Студенческий бизнес-инкубатор». Соавтор этого проекта Марина Могильная стала руководителем вновь созданного отделения профильных программ ШИОД. А выросло это подразделение из идеи «пилотных смен» экономического профиля, где всех желающих старшеклассников края школа для одаренных детей принимала на проживание и обучение для так называемого введения в профессию через профессиональные пробы. Здесь предпринимательским компетенциям, основам коммерциализации идей обучают старшеклассников, начиная с 9 класса.

ВГУЭС как предпринимательский университет проводит эту политику на всех уровнях профессионального образования. Так в Колледже сервиса и дизайна на Добровольского, 20, где и располагается бизнес-инкубатор, уже второй год студенты изучают основы предпринимательской деятельности и участвуют в конкурсах бизнес-идей.

- Школа ВГУЭС для одаренных детей превратилась в очень интересную, обогащенную прорывную площадку, как для талантливых ребят школьного возраста, так и для тех, кто их учит и делится своим опытом с коллегами из других регионов, - отметила Людмила Владимировна, подводя итог своему рассказу. - Школа-интернат ВГУЭС для одаренных детей с 2003 года является Дальневосточным специализированным методическим центром по работе с одаренными детьми, в 2010 году стала федеральной проектной площадкой Института стратегических исследований Российской академии образования. На нашей базе организован постоянно действующий семинар для педагогов Дальневосточного региона.

Проекту «Одаренные дети» только 10 лет. Наша гордость - наши талантливые выпускники - еще очень молоды. Но они научились видеть перспективы, верить в себя, ставить высокие цели и добиваться их реализации. Они не боятся брать на себя ответственность. В них развита высшая потребность человека – потребность в самореализации. А значит, я считаю, школа свою миссию выполняет с честью.