Режиссер Феликс Михайлов: идей у нас хватает, не хватает веры в собственные силы

19 сентября 2011 Жизнь вуза

Одно из направлений практикоориентированного подхода во ВГУЭС – прямое общение студентов со специалистами-практиками и овладение навыками профессии через взаимодействие с успешными людьми, востребованными в своей области.

Режиссер Феликс Михайлов: идей у нас хватает, не хватает веры в собственные силы

Одно из направлений практикоориентированного подхода во ВГУЭС – прямое общение студентов со специалистами-практиками и овладение навыками профессии через взаимодействие с успешными людьми, востребованными в своей области.

- Мы регулярно приглашаем известных музыкантов, сценографов, режиссеров, чтобы студенты могли прояснить для себя многие аспекты своей будущей профессиональной деятельности, - отмечает заведующая кафедрой культурологии, кандидат искусствоведческих наук Людмила Преснякова. – И, как показывает практика, этот опыт оказывается очень плодотворным.

 Секретами мастерства с будущими продюсерами поделился режиссер рейтинговых телешоу, выходящих на федеральных каналах, «Танцы на льду», «Ледниковый период», «Добрый вечер с Тиграном Кеосаяном» Феликс Михайлов.

Сам Феликс Михайлов редко появляется на экране, и делает это вполне сознательно:

- В сериалах я иногда играю – для собственного удовольствия. Что касается узнаваемости моего лица, то я не люблю всякие «ботексы», которые для публичного человека необходимы, и уровень амбиций у меня немного другой: мне приятно, когда мне звонят и говорят: «Хотим, чтобы это сделал ты».

А так как каждый проект режиссер Михайлов привык «пропускать через себя», вкладывая максимум энергии и душевных сил, то и приглашают его еще и еще. Например, на кинофестиваль «Пасифик Меридиан» он приезжает уже в шестой раз – ставит церемонии открытия и закрытия. В плотном фестивальном графике столичный гость нашел время, чтобы встретиться со студентами ВГУЭС направления «Культурология» и рассказать о «форматах», «рейтингах» и прочих подводных камнях шоу-индустрии. Беседа длилась почти два часа, но вопросы не иссякали, потому что студентов интересовало все: от гонораров звезд за участие в проектах до политической подоплеки присуждения премии киноакадемии «Оскар», от генерации идей до волевого фактора в профессии режиссера.

- Режиссер должен уметь быстро принимать решения. Если за час до премьеры принесли красный стул, а по сценарию требовался черный, то режиссер должен быстро решить: либо он исключает стул из пьесы, либо перестраивает ее так, чтобы красный цвет вписался в концепцию. И потом режиссер должен иметь смелость нести ответственность за принятое решение.

Как объяснил автор популярных шоу, успех или провал проекта напрямую зависит от человеческого фактора:

- Все сводится к тому, кто держит палец на кнопке.

Отдельный разговор пошел о будущем телевидения и его дальнейших перспективах. Не секрет, что в схватке с Интернетом традиционные СМИ явно проигрывают, газеты и глянцевые журналы находятся в осадном положении, а вот телевидение, по словам Феликса Михайлова, чувствует себя вполне комфортно, если не считать, что каналы становятся все более узкоцелевыми:

 - Телевидение сегодня активно эксплуатирует три темы: здоровье, криминал, еду. И зрителю, в общем, все равно, какую кнопку пульта нажимать. Поэтому некоторые каналы дальновидно занимают определенную нишу. Так ТВ-3, например, полностью ушел в мистику и ужасы, а СТС становится все более ориентированным на молодежь и включает в сетку такие программы, как «Даешь молодежь», «6 кадров».

Кстати, эти редкие для российского телевидения проекты собственного производства режиссер оценивает достаточно высоко.

- В основном, все шоу у нас купленные – это кальки с американских проектов. И хотя недостатка в идеях у нас нет, не хватает веры в собственные силы. Есть вообще одиозные примеры, когда мы сначала продаем проект Западу, а потом покупаем, чтобы поставить.

Идти сегодня на риск не хочет ни один продюсер. Инвестируя в проект, он должен быть уверен, что шоу будет держаться, как минимум, несколько сезонов, и зрительский интерес не будет угасать. Поэтому российские артисты до уровня звезд растят себя сами, а потом получают заслуженное признание.

- Кто мог представить еще несколько лет назад, что концерты Стаса Михайлова или Елены Ваенги будут транслировать по Первому каналу, но они же нашли дорогу к зрителю.

На вопрос о судьбе и таланте режиссер ответил однозначно:

- Да, что-то дается свыше, но 90 процентов успеха – тяжелый труд, и все «Фабрики звезд» - тому подтверждение. Сколько молодых артистов вышло из проекта, а сейчас на экранах мы видим лишь единицы.

Завершил встречу режиссер словами напутствия:

- Заставляйте себя писать от руки, читайте настоящие бумажные книги. Творческому человеку необходимо сохранять чувство тактильности.