Ситуационный центр - менеджмент будущего уже во ВГУЭС

1 сентября 2011 Жизнь вуза

В минувшую неделю во ВГУЭС прошла пилотная сессия ситуационного центра –инновационного инструмента планирования и управления.

Ситуационный центр - менеджмент будущего уже во ВГУЭС

В минувшую неделю во ВГУЭС прошла пилотная сессия ситуационного центра – инновационного инструмента планирования и управления.

Об идее создания Центра рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии ВГУЭС, Валентина Чернявская:

- Ситуационный центр - это один из наиболее эффективных коллективных методов решения сложных междисциплинарных задач. В ситуационном центре взаимодействие участников проходит по строго определенным правилам, что позволяет наиболее эффективно решить проблему.

 Изначально ситуационные центры создавались как методы экстренного реагирования на экстремальные и кризисные ситуации. Выдающийся отечественный методолог, разработчик технологии ситуационных центров, доктор технических наук, профессор, сотрудник Омского филиала института математики Сибирского отделения Российской академии наук, Вячеслав Филимонов успешно преобразовал и адаптировал  технологию ситуационного центра к  широкому ряду задач.

Вячеслав Филимонов описал свой подход:

- Раз уж мы во Владивостоке, приведу морскую метафору. Ситуационный центр похож на судно, которое выполняет определенную функцию, будь то исследование шельфа или ловля рыбы. В случае центра эта функция и есть та конкретная задача, которая стоит перед участниками. У судна есть команда. Это те, кто обеспечивают ему безопасность в достижении цели. У нас это сервисная команда, в которую входят методолог, планшетист и психолог. Кроме того, у судна есть ещё и пассажиры. Это проектная группа, которая стремится выполнить поставленную задачу, найти решение. Чем слаженнее и точнее будут действия команды корабля и пассажиров, тем с большей вероятностью корабль достигнет цели.

Технологии ситуационного центра прошли проверку в условиях университета. Участники - представители 10 вузов России, решили проблемы, с которыми сталкивается высшая школа в новом мире.

- Одна из главных проблем современного образования – разрыв между учебной деятельностью и практикой, - прокомментировала кандидат технических наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии Оксана Куликова,- а технологии ситуационного центра способны помочь студентам уже с первых курсов почувствовать себя «в рабочих условиях».

- Вся наша жизнь, в широком смысле, это ситуация, - сказал заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского технологического университета, доктор психологических наук, профессор  Владимир Нургалеев - поэтому технологии ситуационного центра широко применяются и в научно-исследовательской, и в практической деятельности. С их помощью можно не только провести научное исследование или написать проект, но и решить любую психологическую проблему.

Опыт организации Центра существует всего в нескольких университетах  страны. Это МГИМО, РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), Московская академия экономики и права. В Омском государственном институте сервиса готовят сервисные команды ситуационных центров в рамках специальности «Прикладная информатика (в сфере сервиса)»

- Во ВГУЭС мы апробировали технологии ситуационного центра в рамках вуза, и с задачей проектирования успешно справились, – резюмирует Валентина Чернявская.