Бизнес-инкубатор ВГУЭС: инновационные «цыплята» набирают вес

25 Марта 2011Жизнь ВУЗа

Самый ответственный и непростой этап для начинающего предпринимателя — старт его собственного бизнес-проекта. Начало всегда скрывает немало «подводных камней» и опасностей: большинство казавшихся перспективными «стартапов» умирает, сделав первые шаги. Причины неудачи могут быть самыми разными.

Бизнес-инкубатор ВГУЭС: инновационные «цыплята» набирают вес

Самый ответственный и непростой этап для начинающего предпринимателя — старт его собственного бизнес-проекта. Начало всегда скрывает немало «подводных камней» и опасностей: большинство казавшихся перспективными «стартапов»  умирает, сделав первые шаги. Причины неудачи могут быть самыми разными. И даже те успешные бизнесмены Владивостока, которые добились всего своими силами, едва ли отказались бы от поддержки на старте. Еще несколько лет назад помощи ждать было неоткуда, но сегодня подобную поддержку молодым предпринимателям Владивостока дает Бизнес-инкубатор ВГУЭС.

Начинающие бизнесмены часто имеют самое смутное представление о том, чем же им предстоит заниматься. Рассмотрим самые распространенные мифы, касающиеся молодежного предпринимательства в Приморье. В качестве эксперта их комментирует проректор по инновациям и информатизации ВГУЭС Владимир Крюков, один из создателей проекта «Бизнес-инкубатор».

1. «Главная проблема молодежного предпринимательства во Владивостоке – никто не хочет давать денег под проекты».

Владимир Крюков:

- Главная проблема не в отсутствии инвесторов, а в том, что нет качественно проработанных инновационных проектов. Теоретически у нас во Владивостоке есть инвесторы, но чтобы появились подходящие им проекты, нужно работать не покладая рук. Между тем, приоритет нашего Бизнес-инкубатора – именно в развитии молодежного инновационного предпринимательства. Мы из студентов, объединенных общей идеей, создаем бизнес-команду. А уже команде мы поможем найти общий язык с инвесторами – сами они чаще всего этого сделать не могут.

Наша задача — создать инновационный конвейер, на входе которого - инновационная идея, а на выходе - бизнес-команда с правильно «упакованным» для инвестора проектом. На Западе давно известно, что стартовый капитал часто берется из трех источников: «семья-друзья-дураки». У нас механизмы поддержки инновационных проектов на ранней стадии весьма ограничены, а системных возможностей только две, – программы УМНИК и СТАРТ. Для успеха инноваций в регионе должна быть создана система, включающая: таланты, культуру предпринимательства, инфраструктуру и институты развития, правильные законы, инновационно-активный бизнес, конкурентную среду.

2. «Вузы выпускают офисный планктон, а не головастых и рукастых инновационных менеджеров и инженеров.

Владимир Крюков:

- Мы в университете начали воплощать концепцию «принуждения к инновациям», которая направлена на создание таких условий в вузе, при которых не быть активным в инновационном отношении не выгодно как с моральной, так и с материальной точки зрения.  Должна быть создана атмосфера поощрения предпринимательства и творчества, а результативность инновационной деятельности должна быть значимой в рейтинговой системе оценки работы подразделений и персонала. Нужно научиться превращать знания в деньги через реальное включение преподавателей в инновационную деятельность,  освоение студентами базовых компетенций предпринимательства и инноваций,  создание малых инновационных предприятий.

3. «Успешный бизнес может стартовать в любых условиях – Google и Facebook зародились практически в студенческих общежитиях».

Владимир Крюков:

- Наш опыт показывает, что самая эффективная площадка для старта — именно обособленное здание, в котором создана современная инфраструктура, проводятся выставки, обучающие семинары и тренинги для начинающих, где единомышленники могут общаться между собой и продуктивно работать. В Бизнес-инкубатор мы приглашаем наставников, достигших определенных высот и стабильного результата. Они будут делиться своим опытом с теми, кто стал резидентом инкубатора. В самом университете мы открыли клубное кафе «Предприниматель», где студенты в неформальной обстановке общаются с успешными бизнесменами. В России такая модель стартует впервые, в то же время в Европе она себя хорошо зарекомендовала.

4. «Если первый проект не удался, на идее начать свое дело можно ставить крест – это не мое».

Владимир Крюков:

- Общеизвестно, что восемь из десяти запущенных проектов  не приносят ожидаемого результата и быстро умирают. Значит, для того, чтобы успешных проектов было много, необходимо, чтобы на старте их было на порядок больше. Чтобы инновационное предприятие стало хотя бы безубыточным (я сейчас не говорю о прибыли), должно пройти от трех до пяти  лет. Всё это время в него нужно вкладывать деньги, при этом для того, чтобы предприятие прошло несколько стадий инвестирования, его желательно создавать с нуля. Другой вариант – работать под конкретные техзадания: узнавать потребности действующих предприятий и для них предлагать инновационные разработки. Многие новаторы стали известны вопреки своему образованию и профессиональной деятельности. Джон Данлоп – изобретатель пневматической шины, был ветеринаром. Первую автоматическую телефонную станцию придумал владелец похоронного бюро, а фотокопирование изобрел юрист.

5. «Придумать что-то новое невозможно, заработать можно только на торговле».

Владимир Крюков:

- Откуда вообще берутся инновационные идеи? Вариант первый: есть человек или группа людей, знающих ситуацию на рынке и способных убедить инвестора в том, что они придумали новую „потребительскую ценность». Вариант второй: научно-исследовательские лаборатории вузов или академических институтов, которые профессионально занимаются исследованиями и разработками. Третий вариант: промышленные предприятия, которые вынуждены в силу конкуренции внедрять новые технологии и выпускать инновационные продукты. А будет ли инновация успешной – зависит от множества факторов. У того же Билла Гейтса, если бы он не нашел за 50 тысяч долларов программиста, написавшего ему MS DOS, — ничего бы не получилось. Ведь он сам — не гениальный программист, он — гениальный менеджер. Ясно, что инновационный бизнес подходит не всем. Продукт или сервис можно придумать, если ты способен делать что-то лучше других. А если за душой ничего нет – тебе никто не даст добиться успеха, потому что вокруг  занимаются тем же самым. Часто добившиеся успеха предприниматели являются не изобретателями, а новаторами. Найти бизнес-идеи можно с помощью креативных методик — мозговой штурм, «морфологический» ящик. Или выполнить анализ тенденций в развитии отраслей и рынков, для этого есть: журналы, отраслевые обзоры, Интернет, выставки, примеры успешных практик, франчайзинг, трансфер технологий. Важно разделять творчество, лежащее в основе инноваций, от «решения проблем». Решение проблем – это принятие мер для того, чтобы что-то исчезло. Творение – это деятельность, в результате которой что-то новое начинает существовать. Для успешных инноваций важно, чтобы творение имело цель и было направлено на создание новой потребительской ценности.

 6. «Лучше всего свою идею продать на Запад или на Восток – в Приморье все равно ничего не выйдет».

Владимир Крюков:

- Приморская молодежь видит, что инвестиционный климат здесь не самый хороший – и соглашается пойти наемными рабочими, ставя крест на том, чтобы открыть свое дело, начать бизнес с нуля.  Ведь, чтобы наше инновационное предприятие вышло на рынок другой страны, этот рынок нужно знать. С нуля там пробиться невозможно. Вспомните, сколько лет Китай покупал технологии просто для того, чтобы к ним прикоснуться? А сейчас куплен завод Volvo, куплено подразделение IBM. В Корее только три года назад двигатели свои научились делать, а сейчас у них  автопром конкурирует с Японией. Перспективные бизнес-идеи поддаются целенаправленной разработке и переносу на новые рынки. Например, в Германии лишь 5 процентов бизнес-идей начинающих предпринимателей действительно новые, причем  половина из них заимствованы в США.

7. «Инновационных перспектив у Владивостока нет».

Владимир Крюков:

- Если говорить о перспективах инновационных, они, конечно, отдаленные. Томск 12–15 лет назад был в том же состоянии, как сейчас Владивосток. Начали с приглашения исследовательских коллективов из Новосибирска, активизировали исследования с перспективой коммерциализации в академических институтах,  действовали очень консолидировано с властями, при каждом университете был создан Бизнес-инкубатор. И сейчас город не узнать: это инновационный центр, в котором три года назад появились первые студенты-миллионеры. Б. Шоу когда-то сказал: «Миром правят молодые, когда состарятся…». У представителей современного молодого поколения есть шанс разрушить этот стереотип, став успешными предпринимателями.

8. «Достаточно прийти с проектом в Бизнес-инкубатор - и путь к успеху открыт».

Владимир Крюков:

- Предпринимательские проекты вообще очень тяжело становятся на ноги, а во Владивостоке 80 процентов проектов, которые поддерживаются в рамках программ поддержки малого бизнеса, — это торговля, в которой возможны только маркетинговые инновации. Нам нужны инновационные центры, технопарки, куда могли бы выйти проекты из Бизнес-инкубатора. Нужно создавать такие места. И хорошо, что сейчас заявлен проект создания технопарка на острове Русском. Мы считаем, что университет – это правильное место для развития молодежного предпринимательства. Во-первых, именно здесь в массе студентов можно распознать будущих предпринимателей, увлечь и направить их на это непростое дело. Во-вторых, именно в вузе есть люди – это преподаватели, которых можно мотивировать и научить, как такой первичный отбор сделать. А дальше уже задача персонала Бизнес-инкубатора - запустить инновационный конвейер: подготовить качественный бизнес-план, сформировать студенческие бизнес-команды и помочь создать инновационное предприятие.

9. «Для успеха инновационного предприятия достаточно хорошей идеи».

Владимир Крюков:

- Ключевые составляющие успеха инновационного предприятия: продуктивная бизнес-идея, качественный бизнес-план, сплоченная команда проекта, инфраструктурная и консалтинговая поддержка команды на ранней стадии развития проекта, инвестиции. Основная задача носителя идеи или основателя стартапа – создание команды для работы в новом проекте. Другая задача – найти инвестора, который поможет развить компанию и бизнес. Все это важно для успеха, и для этого стоит поделиться долей в компании. Известны примеры, когда успешные инновации возникали по недоразумению: полиэтиленовая пленка появилась из-за поломки станка, который делал пластмассу, стикеры появились из-за бракованного клея и т.п. Но примечательно, что без организационной работы эти изобретения никогда бы не стали инновациями. Такую организационную помощь и предоставляет Бизнес-инкубатор. Конкурс мы проводим для того, чтобы провести предварительную экспертизу и выбрать лучшие проекты. При этом на первых порах важна даже не «супер-идея», а наличие команды. В то же время другой комплексной площадки, предоставляющей услуги инфраструктурной и консультационной поддержки, в городе пока нет. Причем эти услуги Бизнес-инкубатор ВГУЭС предоставляет всем студентам г. Владивостока на безвозмездной основе.

Другие новости по теме