Участники номинации «Мэтр года» дискутировали по поводу методов воспитания предпринимательских компетенций

9 Декабря 2010

«Мэтр года» - одна из номинаций ежегодного конкурса ВГУЭС «Преподаватель года». По традиции, участвуют в этой номинации преподаватели, уже имеющие солидный опыт и регалии.

Участники номинации «Мэтр года» дискутировали по поводу методов воспитания предпринимательских компетенций

«Мэтр года» — одна из номинаций ежегодного конкурса ВГУЭС «Преподаватель года». По традиции, участвуют в этой номинации преподаватели, уже имеющие солидный опыт и регалии. В этом году мэтрам было предложено подискутировать за круглым столом о воспитании предпринимательских компетенций у студентов и шире об идеях, которые должен реализовывать предпринимательский университет, отстоявший право считаться таковым. Форма дискуссии на конкурсе в этом году была введена впервые. Модератором обсуждения выступила проректор ВГУЭС по учебной работе, доктор экономических наук Ирина Черная член оргкомитета конкурса «Преподаватель года».

Ирина Петровна задала тон дискуссии, начав с презентации, в которой было приведено несколько цитат знаменитых личностей из мира большого бизнеса:

Наиболее емкую формулировку предпринимательства дал профессор Гарвардской школы бизнеса Говард Стивенсон: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов». Это определение особенно хорошо тем, что оно не ограничено сферой бизнеса: по Стивенсону предпринимательство возможно практически во всех сферах человеческой деятельности. Впоследствии определение Стивенсона было поставлено в более широкий контекст Р. Червитцем, который предложил концепцию интеллектуального предпринимательства. Червитц писал, что «создание материального богатства представляет собой лишь одно из проявлений предпринимательства. Предпринимательство — это не бизнес. Это установка на овладение миром — это процесс культурной инновации».

Именно такой подход должен лежать в основе концепции предпринимательского университета, сочетающего в себе многие признаки «академического капитализма». Важно и то, что компетенция предпринимательства входит в число 8 ключевых компетенций современного европейца, рекомендованных Евросоюзом. Ирина Петровна предложила собравшимся мэтрам подумать о том, какие шаги необходимо сделать, чтобы приблизиться к осуществлению миссии ВГУЭС – быть по-настоящему инновационным предпринимательским университетом, разрабатывающим коммерчески успешные инновационные проекты, дающим жизнь предприятиям малого и среднего бизнеса, сообществом вовлеченных студентов и сотрудников, разделяющих ответственность за выполнение миссии университета и получающих признание за свой вклад в его развитие.

Понятие «предпринимательский университет» используется во множестве работ, опубликованных с середины 1990-х годов. Однако четкое определение этого понятия до сих пор отсутствует. Большинство авторов просто описывают характеристики предпринимательского университета, например, выдвигая следующие требования к университетам, претендующим на то, чтобы называться предпринимательскими:

  • университет должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация;
  • члены университета — преподаватели, студенты, сотрудники — должны быть предпринимателями;
  • взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сопряжению» университета и региона.

Мэтры – профессор кафедры дизайна Ольга Обертас, заведующая кафедрой «Финансы и налоги» Ольга Ворожбит, доцент кафедры математики и моделирования Наталья Одияко, заведующая кафедрой экологии и природопользования Людмила Якименко, профессор кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Владимир Пермяков, доцент кафедры сервиса и моды Татьяна Зайцева и профессор кафедры философии и психологии Евгений Могилевкин – пришли на встречу подготовленными. Каждому было что рассказать о том, как во ВГУЭС инициируются новые виды деятельности студентов и преподавателей в соответствии со стратегией университета – быть предпринимательским университетом. 

Я всегда повторяю: учебный процесс не должен быть колыханием воздуха впустую, - выступила Ольга Георгиевна Обертас. – Поэтому необходимо взаимодействие со внешней средой в процессе выполнения курсовых и дипломных работ – и наша кафедра дизайна это уже делает. Вспомните ландшафтные и интерьерные проекты,  подпорные стены, оформленные студентами… При этом надо помнить: любой Эверест будет покорен молодежью,  только если преподаватель идет впереди!

Мы тоже способны создавать инновационный продукт, который пользуется спросом, — сообщил профессор Евгений Могилевкин. —  Например, уже проверенной популярностью пользуется наша дополнительная образовательная программа «Школа лидеров». Кроме того, мы можем проводить тренинги по заказу организаций. Мы уже внедряем все это в практику не только во Владивостоке, но и в других городах Приморья. И мы способны на большее.

Развернулась дискуссия по проблемам развития предпринимательских компетенций у преподавателей и студентов. Доцент кафедры математики и моделирования Наталья Одияко привела свои доводы:

Предпринимательские компетенции – это умение выигрывать в жесткой конкурентной борьбе. И, наверное, для воспитания такого умения надо опираться на изначальные способности студента. А выявить их помогут тесты. Затем, когда мы выявим возможных талантливых предпринимателей, с. 3 курса можно создавать проектные игровые команды, которые будут разрабатывать бизнес-планы с надстройками. Матметоды в экономике учат в первую очередь мыслить реально. Очень хорошо, что мы наконец собрались, чтобы обсудить, как нам выстроить системный подход в воспитании предпринимательских компетенций. Возможно, только этого нам до сих пор не хватало, чтобы начать действовать.

Ольга Ворожбит назвала примеры успешно созданных ею предприятий:

В 1991 году на базе ВГУЭС мною была создана аудиторская компания, и она до сих пор успешно работает. Хочу напомнить: предпринимательство подразумевает постоянный приток финансовых ресурсов. Надо создавать малые предприятия в университете! Например, я считаю, во ВГУЭС просто должен появиться магазин модной одежды, сшитой нашими художниками по костюму. Но это только одна идея. Думаю, разработать другие жизнеспособные идеи нам поможет сессия стратегического планирования. И если из пяти идей мы воплотим в жизнь хотя бы две это будет победа!

Дискуссия была продолжительной и оживленной. В ходе обсуждения участники выдвинули немало интересных предложений, которые подробнее было решено обсудить на ближайшей сессии стратегического планирования. Вклад в дискуссию каждого участника оценивали 7 экспертов, с помощью специально разработанной организаторами шкалы оценки. Кого же конкурсная комиссия признает Мэтром года, мы узнаем на предновогоднем корпоративном празднике, когда будут объявлены все результаты конкурса «Лучший преподаватель года».

Другие новости по теме