Президент ВГУЭС Геннадий Лазарев: Вехи истории и векторы перспективного развития Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

14 октября 2017 50 лет ВГУЭС
Президент ВГУЭС Геннадий Лазарев: Вехи истории и векторы перспективного развития Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Качественное, престижное высшее образование сегодня можно получить не только в известных столичных вузах, но и в региональных университетах. Эту современную тенденцию российской высшей школы подтверждает история успеха Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Институт, который когда-то числился рядовым, провинциальным вузом, в 2000-х годах решительно вырвался на лидерские позиции, опередив многие вузы Дальневосточного федерального округа, и, самое главное, сохраняет взятый темп вопреки все возрастающей конкуренции в образовательном пространстве, экономическим кризисам и демографическим ямам.

В 2017 учебном году студенческое братство ВГУЭС пополнили молодые люди из 42 регионов нашей страны и 8 зарубежных государств. Выбор в пользу ВГУЭС, расположенного за 9000 километров от Москвы, на Дальнем Востоке России, можно объяснить многими причинами, но безусловное первенство за качеством обучения и востребованностью выпускников университета на рынке труда. ВГУЭС, которому исполнилось всего лишь полвека, за это время вышел на уровень самых современных университетов.

Исторический ракурс: от технологии к инновациям

ВГУЭС как Дальневосточный технологический институт (ДВТИ) был создан по решению правительства СССР 26 августа 1967 года. Вуз задумывался как кузница кадров для предприятий быстро развивающейся сферы обслуживания региона. Под институт выделили пятиэтажное здание в историческом центре Владивостока, где разместились два факультета, шесть учебных кабинетов и 11 лабораторий. Первый звонок в стенах нового вуза прозвенел для 200 студентов.

В 1995 году ДВТИ был включен в систему Госкомвуза и получил новое название: Дальневосточный государственный технологический институт (ДВГТИ). В этом же году вуз на государственном уровне признали лидером бизнес-образования на Дальнем Востоке, утвердив в качестве головного регионального вуза для подготовки специалистов для малого и среднего бизнеса. Спустя год, в 1996-м, ДВГТИ получил статус университета и стал Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса (ВГУЭС).

В середине 90-х, в сложнейшее для страны время, ВГУЭС взял курс на прорывное развитие. Причем по всем направлениям – от кардинальной перестройки образовательных процессов до масштабного строительства, развернувшегося на территории университета. Современная мощная инфраструктура ВГУЭС – передовые лабораторные комплексы, новейшие компьютерные классы, современные учебные центры, комфортный студенческий кампус, общежития, гостиницы, спортивный комплекс «Чемпион», уникальный театрально-концертный комплекс «Андеграунд», дендрарий, медицинский центр «Лотос» – все это создано всего лишь за четверть века современной истории вуза.

Успехи университета получили высокую оценку авторитетной Международной ассоциации CEEMAN (Ассоциация развития менеджмента в Центральной и Восточной Европе), признавшей ВГУЭС абсолютным победителем конкурса в номинации «Выдающиеся достижения в управлении организацией». 

Основные этапы на пути развития ВГУЭС

1998 – начало большого строительства кампуса.

1999 – ВГУЭС посетил Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Книга почетных гостей вуза хранит его пожелание: «Образование и наука — это будущее России. Успехов!»

2009 – ВГУЭС присуждена Премия Правительства РФ в области качества «За достигнутые значительные результаты в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества».

2010 – ВГУЭС выиграл конкурс Оргкомитета «Сочи - 2014», получив право стать центром подготовки волонтеров для зимних Олимпийских игр в Сочи.

2013 – в кампусе ВГУЭС открылся образовательный кластер мирового уровня: Международная школа гостиничного менеджмента ВГУЭС-PIHMS, Международная лингвистическая школа и Физкультурно-оздоровительный комплекс.

2014 – сайт ВГУЭС вошел в 100 самых цитируемых университетов России в рейтинге Webometrix.

2015 – ВГУЭС выиграл конкурс Минобрнауки РФ «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса»; стал единственным экономическим вузом в России, вошедшим в перечень организаций, готовящих кадры для ОПК.

2016 – ВГУЭС вошел в 100 лучших российских университетов по итогам национального рейтинга ИА «Интерфакс»; стал единственным региональным вузом в ДФО, видимым на мировом научном пространстве, по итогам предметного рейтинга научной продуктивности университетов России по направлению «Экономика»; ВГУЭС впервые в России принял участников XX Летнего университета влиятельного Азиатско-Европейского Фонда (АСЕФ).

2017 – ВГУЭС – победитель «Всероссийской открытой Интернет выставки-смотра образовательных учреждений-2017» в номинации «Университет»; лауреат–победитель Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России-2017» в номинации «Лучшее учреждение высшего образования».

Сегодня многоуровневая система образования во ВГУЭС включает: школу-интернат для одаренных детей, три колледжа, реализующих 52 программы среднего профессионального образования, семь институтов и 20 кафедр, реализующих 63 программы бакалавриата, 16 магистратуры, 10 аспирантуры и программы дополнительного образования. В университете работают более 350 научно-педагогических работников, 72% из них имеют ученую степень доктора или кандидата наук.

Конечно, на фоне ведущих вузов России, история которых исчисляется столетиями, ВГУЭС совсем молодой университет, но именно это обстоятельство более всего и помогает его коллективу ставить перед собой амбициозные задачи и со свойственной молодости энергией решать их.

Сегодня ВГУЭС заслуженно считается одним из самых передовых университетов Дальнего Востока, что подтверждают многочисленные отечественные и международные награды, гранты и премии. Из года в год университет укрепляет свои позиции весомыми победами в престижных общероссийских и международных рейтингах.

ВГУЭС – единственный вуз в России, где в полном объеме работает система практико-интегрированного обучения (ПИО). Четвертый курс бакалавриата ВГУЭС с ноября по май проходит восьмимесячную стажировку в ведущих компаниях и корпорациях региона, дополняя теоретические знания ценным практическим опытом. Такая модель обучения заметно увеличивает капитализацию выпускников ВГУЭС и, соответственно, шансы на достойную работу, хорошую зарплату и карьерные перспективы.

На равных с высшей лигой образования

В 2015 году ВГУЭС стал победителем Всероссийского конкурса кафедр и образовательных программ «Экономика и управление – 2015», который традиционно проводится Вольным экономическим обществом России. Университет первенствовал по всем направлениям подготовки экономистов и менеджеров, еще раз подтвердив, что по праву носит статус университета экономики и по качеству образования способен на равных конкурировать с ведущими экономическими вузами России.

Сегодня выпускники ВГУЭС – это молодые профессионалы с современными практическими навыками и опытом работы. 97,2% из них трудоустраиваются после окончания вуза в государственных структурах и ведущих коммерческих компаниях, как в России, так и за рубежом. Почти 5% выпускников ВГУЭС открывают свой бизнес, в то время как по статистике в отечественных вузах этот показатель составляет в среднем всего 2%. Этот факт служит еще одним подтверждением статуса нашего университета как инновационного, предпринимательского вуза.

География трудоустройства выпускников ВГУЭС охватывает многие регионы России, но большинство из них связывают свое будущее с родным краем, находят здесь работу и возможность профессионального и карьерного роста. В последние годы в Приморье реализуются такие мощные государственные проекты, как Территории социально-экономического развития, Свободный порт Владивосток, что делает край очень перспективной территорией – для работы, карьеры и жизни.

В рамках четко продуманной стратегии развития университет не только бережно выращивает человеческий капитал как инвестиции в будущее Дальнего Востока, но и находит ему применение во взаимодействии с реальным сектором экономики. В новом учебном году учиться во ВГУЭС пришли более 3000 человек: от первоклассников и лицеистов до студентов, магистрантов и аспирантов. Это будущая элита общества, люди, успешные во всем – в бизнесе, в политике и жизни.

Векторы перспективного развития университета

Запас прочности, который усилиями всего коллектива университета создавался и укреплялся на протяжении 50 лет истории вуза, позволяет оптимистически смотреть в будущее. Однако следует учитывать, что современное образование развивается в условиях глобализации мировых политических, экономических и общественных процессов и подходы к реализации образовательных профессиональных программ меняются в соответствии с вызовами времени. Поэтому университету необходимо постоянно развиваться, сопоставляя вектор своего развития с общемировыми тенденциями и тенденциями развития национального образования.

Важно правильно определить на этом пути среднесрочные и долгосрочные стратегии. Среднесрочные стратегии очевидны – обеспечение востребованности трудоустройства наших выпускников, их активного карьерного продвижения – при сохранении высокого уровня экономической эффективности вуза. Это два обязательных и необходимых условия перспективного развития университета. Долгосрочная стратегия заключается в разработке и внедрении инновационных решений и предложений, реализация которых позволит достичь целей среднесрочного развития. Представляется полезным для этого организация исследовательских рабочих групп из высококвалифицированных преподавателей, сотрудников и талантливых студентов для определения перспективных, востребованных бизнесом научно-образовательных проектов, последующей детальной их разработки, вплоть до пошаговых регламентов, – в целях достижения максимально высоких результатов.

Надо менять в корне сам подход к оценке работы преподавательского состава, акцентируя ее на достижение конечных целей – параметров, по которым оценивают университет. Важен не сам процесс деятельности, а ее результат, например, не написание научной статьи, а ее востребованность научным сообществом. Необходимо менять технологии обучения, развивая новые формы, вовлекая в учебно-научный процесс студентов, магистрантов и аспирантов. Ввиду сложившейся высокой нагрузки преподавателей активное привлечение к совместным научным исследованиям обучающихся должно дать высокие количественные и качественные результаты этой деятельности.

Другое направление состоит в том, что учебный процесс необходимо переориентировать с излишней академичности, зачастую при невостребованности выпускниками получаемых знаний, на приобретение ими компетенций и навыков, имеющих научную и практическую ценность. Наши студенты должны обучаться именно тем технологиям, которые применяются на современном производстве. Актуальная задача при этом заключается в том, чтобы руководители образовательных программ и преподаватели четко понимали, чему и как надо учить студентов. Стремительно возникающие потребности общества и производства надо оперативно исследовать, чтобы разрабатывать и предлагать востребованные образовательные программы.

Учебный процесс необходимо перестраивать, исходя из того, как меняется парадигма образования. Сегодня студентам предоставлены широкие возможности и траектории образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных и виртуальных форм получения знаний. И эти новые технологии высшего профессионального образования надо определять, разрабатывать и активно применять, чтобы сохранять статус-кво современного, динамично развивающегося университета.

Анализ тенденций развития отечественного образования позволяет сделать вывод о том, что в недалеком будущем университет станет не только местом, где получают образование, но и центром концентрации и обмена индивидуальными образовательными ресурсами, где создаются крупные и мелкие коммуникационные площадки для решения задач, стоящих перед современным обществом.

Прочитать статью полностью вы можете, скачав электронную версию журнала здесь: http://science.vvsu.ru/journal/arhiv/2017/

Авторы публикации